Жанры кинематографа

Развитие киножанров:
от хроники к фильмам ужасов и вестернам

Однажды американский режиссёр и сценарист Квентин Тарантино сказал, что «не ходил в киношколу, а ходил в кино». С гением не поспоришь, ведь сходить в кино – это всегда отличная идея, правда? Смотря классный фильм, мы не только ощущаем спектр разнообразных эмоций от веселья и сочувствия до ужаса и трепета, но и получаем ценнейший опыт, черпаем идеи и референсы, переносясь в разные эпохи и киножанры.

Волшебный фонарь есть? А если найду?

Сегодня нам сложно представить, что каких-то 150 лет назад никакого кино не было. Кинематограф – это сложный и относительно новый вид искусства, который объединяет несколько разных технологий. История его появления связана с многочисленными попытками изобретателей и предпринимателей удивить и развлечь зрителя всё новыми способами.

Конечно, кино возникло не на пустом месте. Ещё в XVII веке немецкий монах Афанасий Кирхер (имя родители явно выбрали из списка оригинальных имён) создаёт чудесный аппарат, названный им «волшебный фонарь». Гениальное изобретение дошло до наших дней практически без изменений и активно использовалось на ярмарках ещё в начале XX века. Волшебный фонарь работал следующим образом: в закрытой камере свет от масляной лампы проходил сквозь вставленную в стенку ящика систему линз, дающих увеличенное теневое изображение на экране. Рисунки на слюде помещались между лампой и объективом и даже двигались, благодаря вращающемуся кругу.
«Волшебный фонарь» в действии
Кинетоскоп, кинетофон, мутоскоп, витаскоп... А можно всех посмотреть?

С середины XIX века изобретения в сфере кино появлялись одно за другим, как из шляпы фокусника. В 1829 году Л. Дагер и Н. Ньепс регистрируют фотографию, которая уже через полвека становится неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Оставался всего один шаг до кино – «оживить» фотографии и заставить их двигаться в течение определённого времени. Ряд учёных стали изучать процесс движения и пытались сфотографировать движущееся тело. Для этих целей в 1892 году Жорж Демени изобретает съемочный аппарат, в котором вместо светочувствительной пластинки была прерывисто движущаяся целлулоидная лента. А Томас Эдисон создает кинетоскоп – аппарат для показа движущегося изображения. В отличие от современного кинопроектора, он был предназначен для индивидуального зрителя, наблюдавшего изображение через окуляр в верхней части устройства.
Устройство кинетоскопа
Подобные устройства стали появляться, как грибы после дождя, с каждым годом становясь всё современнее. С помощью кинетофона можно было смотреть движущиеся картинки под фонограмму в наушниках. Изображение в мутоскопе было крупнее и качественнее, чем у кинетоскопа, он был дешевле и проще в обращении. Витаскоп обеспечивал проекцию изображения с киноплёнки на экран при помощи электрической лампы накаливания и стал доступен для массового зрителя. Все эти аппараты производили фурор в Европе и Америке и постепенно создавали новую индустрию развлечений.

Париж, я люблю тебя

Родиной кинематографа считается самый романтичный город в мире. В конце 1895 года в Париже Луи и Огюст Люмьер явили миру свой «синематограф» – лёгкий, небольшой аппарат для массовых развлечений, который сочетал функции камеры, проектора и машины для проявки плёнки. В субботу, 28 декабря, в Grand Café на бульваре Капуцинок (да-да, правильно так) состоялся первый публичный сеанс. Эта историческая дата со временем стала Международным днём кино. Тогда зрители увидели первые короткие ленты «Прибытие поезда», «Завтрак ребёнка», «Политый поливальщик». В России первые кинопоказы начались в 1896 году в увеселительном саду «Аквариум» в Петербурге (теперь здесь находится киностудия «Ленфильм»). Фильмы «Выход рабочих с завода Люмьер», «Разрушение стены» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» произвели на пришедших неизгладимое впечатление.

Откуда сюжеты брать будем?

Первые кинематографисты не умели создавать материал для съёмок, поэтому искали его в реальной жизни. Первым киножанром стали хроники, например, съёмки пожаров, парадов, официальных торжеств, похорон. Так кинооператоры стали охотиться за сенсационными сюжетами, которые увлекут зрителя. Очень быстро кинопроизводители поняли, что так дело не пойдёт, и нужно создавать собственные художественные киносюжеты, вдохновлённые повседневной жизнью.

«Политый поливальщик» Луи Люмьера стал первым комическим фильмом. По сюжету мальчик наступал на шланг садовника, вода переставала поступать, садовник, желая узнать, куда делась вода, подносил шланг к лицу, и тут мальчик убирал ногу… Гомерический хохот в зале. Затем появляются детские фильмы. Например, «Бой подушками», где две девочки в течение 15 минут швыряют друг в друга подушки или «Бабушкины очки», где внучка копирует бабушку, читая газету в её очках. Еще одним излюбленным жанром стали видовые картины – «Сцена из жизни на палубе парохода», «Виды Каира», «Крестный ход в Иерусалиме».
Кадр из фильма «Политый поливальщик» (1895г.)
Индустрия кино стала быстро развиваться. В течение первого десятилетия XX в. французский предприниматель Шарль Пате превратил кинематограф из кустарного и стихийного производства в целую отрасль промышленности. Он не только продавал копии фильмов, но и отдавал их в прокат. Пате говорил, что «кинематограф должен стать газетой, театром и школой будущего». Ну что ж, кажется, сбылось. Он выпустил фильм «Убийство герцога Гиза», который стал первой кинодрамой с особым вниманием к историческим фактам.
«Пате-журнал» – регулярные хроники, выпускающиеся фирмой «Пате».

Киножанров много не бывает

Современный кинематограф традиционно представлен четырьмя видами: игровое (художественное), документальное, научно-популярное и анимационное кино. И каждому из них присуще жанровое своеобразие. Появление киножанров связано с развитием студийной системы Голливуда. Жанры были необходимы создателям кино: так было легче систематизировать картины и продвигать их на рынке. Так появились комедии, мелодрамы, гангстерские и авантюрные фильмы, фильмы ужасов, мюзиклы, вестерны, боевики.

В эпоху «золотого века» Голливуда жанры в умах массового зрителя часто связывались с определёнными актерами и их устоявшимися амплуа. Несмотря на то, что сегодня жанровая система стала более гибкой и мобильной, Джим Керри для многих – это комедия, Чак Норрис – вестерн, а Сильвестр Сталлоне – боевик. Сегодня исследователи кинематографа выделяют около 20 наиболее распространённых жанров. За время существования нашей киностудии мы сняли множество фильмов в различных стилях. Давайте познакомимся с некоторыми их них.

Снимем кино в вашем любимом жанре

День всех святых, конечно, ассоциируется с ужасами. Обычная школьная экскурсия перед Хеллоуином прошла совсем не так, как ожидали ребята. Но им точно понравилось. Смотрите, что из этого получилось и приходите к нам на студию – устроим вам мистическое знакомство с миром кино.
Может быть, вы знаете тех, кто не любит детективы? Мы нет. Ведь это невероятно интересно – следовать за ходом мыслей главного героя, раскрывая по мельчайшим деталям и незначительным уликам, кто же за всем этим стоит. Наши клиенты часто обращаются к нам за очередной детективной историей в стиле Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро или мисс Марпл.
Есть такой киножанр – роуд-муви или фильм-путешествие. Герои фильма постоянно находятся в дороге. У нас есть отличная вариация на тему – советское роуд-муви в поезде «Друзья from USSR».
Часто наши герои – это дети. А дети, как известно, любят сказки. И сказок у нас на студии можно снять много, для этого у нас есть деревенская изба, сказочный лес, школьный класс (ведь сказки бывают и в школе). Так что смело приходите к нам за своей сказкой – это может быть Гарри Поттер, Алиса в стране чудес и даже Последний богатырь.
А еще наши клиенты очень любят петь, а мы любим писать им тексты песен, с теми самыми словами, которые они хотят сказать (точнее спеть) своим любимым. Музыкальные фильмы, клипы и мюзиклы отлично передают настроение и чувства. Мы уже делали музыкальные фильмы буквально для всех членов семьи – мужа, сына, отца, мамы, сестры и даже зятя. Кто следующий? И самое главное – у нас запоёт даже непоющий. Мы знаем, куда нажимать.
Так как мы студия семейных и поздравительных фильмов, то часто создаём историко-биографические фильмы про наших героев. Это фильмы, которые состоят из тёплых детских воспоминаний, старых фотоальбомов, совместных посиделок за большим столом, семейных традиций и любви.
Выбирайте ваш любимый киножанр и приходите к нам за фильмом о вас и ваших родных. Наша опытная команда сделает всё по «законам жанра», можете не сомневаться.

Cледите за нами в социальных сетях