Как писать сценарий к фильму

«Сидя в парке, копирайтер Маша открывает текстовый редактор на телефоне и начинает писать статью о том, как создать идеальный сценарий для кино. Осеннее яркое, но уже не палящее солнце даёт блики на экран и это раздражает девушку, потому она встаёт с лавочки и направляется в ближайшее кафе».

Примерно так может начинаться сценарий фильма о девушке, жизнь которой перевернула осенняя встреча в кафе.

Если взглянуть внимательно на этот отрывок, видно, что в нём использованы глаголы в настоящем времени. Это один из основных законов написания сценария. Никаких «ходил», «пойдёт». Только «идëт» и точка.

Второе, что бросается в глаза — это минимальное количество прилагательных. Эпитеты и метафоры — удел поэтов. Режиссёр не сможет снять «ласковое» солнце, а вот с задачей снять «яркое» солнце вполне справится.

Три кита для создания успешного бренд-контента

В киноискусстве есть два вида сценариев: литературный и режиссёрский. Над первым работает сценарист, а ко второму прикладывает руку режиссёр. Основываясь на литературном сценарии, он детально описывает видение сцены, какие планы будет использовать, как планирует чередовать кадры. Режиссёрский сценарий — это не просто текст, а техническое задание для работы операторов и монтажёров. Но всё же первичным является именно литературный сценарий, потому о нём мы сегодня и поговорим.

Существует множество различных жанров видео, для которых нужны сценарии. Самые дорогие и большие — конечно же, сценарии полнометражного кино.

Если вы собираетесь делать первые шаги в сценарном мастерстве, начните с меньших по объëму форм, например, с создания бренд-контента.

Этим термином называют печатные или видеоматериалы, которые не рекламируют напрямую товар, а работают на узнаваемость бренда, формируют вокруг него определëнное информационное поле.

Так, несколько лет назад коллектив ТвоëКино принял участие в создании рекламы для поискового отряда «Лиза Алерт».
Подготовка сценария для этого ролика ничем не отличалась от написания сценария привычного фильма:
  • была придумана идея,
  • проработаны образы героев,
  • написан текст с традиционной вступительной частью, кульминацией и развязкой.

Именно на этих трёх китах и строится вся методика написания сценариев.

Начальные этапы работы

Если вы нашли эту статью, то, скорее всего, интересуетесь тонкостями процесса этого процесса. Что ж, у ТвоëКино большой опыт в этом направлении, потому с радостью поделимся знаниями.

Первое, что нужно — открыть текстовый редактор на компьютере и сообщить родным и близким, что вас не стоит беспокоить в ближайшее время. И это не шутка. Важная составляющая творческого процесса — возможность полностью погрузиться в дело, не отвлекаясь на окружающих.

А ещё написание собственного сценария начинается с изучения опыта коллег. Да, если вы решили стать сценаристом, то теперь можете говорить всем, что просмотр кино — не безделье, а работа.

Единственный минус — профессиональная деформация. Будучи сценаристом, даже если вы решите без цели посмотреть кинокартину, сами не заметите, как начнëте подмечать интересные или провальные приëмы и фиксировать собственные рождающиеся идеи.
Советуем читать сценарии лучших фильмов. Найти их просто. Наберите в поисковике на английском языке запрос типа «сценарий лучшего фильма о сильных женщинах», открывайте и наслаждайтесь. Вот, к примеру, сценарий фильма «Вечное сияние чистого разума». Можете скачать и изучить, как пишут сценарии в Голливуде.

Когда вопрос с насмотренностью закрыт, родные поняли, что во время работы вас не стоит беспокоить, наступает долгожданный момент написания текста. По большому счёту, существует два вида сценариев:

  • адаптированный,
  • оригинальный.
К адаптированным относятся сценарии написанные на основе популярных книг, компьютерных игр или же других фильмов.

А оригинальный сценарий рождается непосредственно сценаристом, режиссёром или продюсером.

Чтобы написать оригинальный сценарий нужна сильная идея и великолепное владение темой, о которой вы пишите.

Исследование темы

Знать всё на свете не может никто. Потому, если у вас есть выбор, с какой темы начать карьеру сценариста, обратите внимание на фактуру, которая хорошо знакома. Например, если вы полжизни проработали в офисе банка, возьмите за основу эту область. Так вы сможете внести в сценарий больше правды, ведь хорошо проработанную картину от конвейера отличают детали и реалистичность.

Исследование темы — одна из самых долгих и кропотливых работ. Когда сценарист не силëн в предмете, о котором пишет, он становится корреспондентом, который пытается найти сенсацию.

На этапе исследования стоит изучить информацию в интернете, почитать научную литературу по нужной теме, и, конечно же, найти инсайдеров, которые смогли бы рассказать о тонкостях, которые не видны сразу.

Бывает, что сценаристу стоит самому внедриться в отрасль и прочувствовать её изнутри, прежде чем сесть за рождение сценария.

От логлайна до заявки

Написание логлайна — это самый правильный старт для создания сценария и вот почему. Логлайн состоит из пары предложений, главная цель которых — раскрыть суть сценария и вызвать интерес. Написать хороший логлайн сложно, ведь это и продающий текст для зрителя, и уникальное торговое предложение для продюсера, и маркер того, что идея полностью сформирована и готова к реализации.

Хороший логлайн отвечает на три вопроса: «Кто?», «Что должен сделать?», «Что может или должно произойти?». Например: «Советский учёный изобрёл машину времени, которая перенесла Ивана Грозного в ХХ век. Как вернуть царя на место, чтобы предотвратить изменение истории».

Советуем обязательно писать логлайн и давать его прочесть родным, друзьям, коллегам. Честная обратная связь покажет, стоит ли задумка того, чтобы тратить на неё время.

Когда логлайн выкристаллизовался, настало время написать синопсис. В этом тексте, который обычно составляет от одного до трёх листов, вы должны расписать основную сюжетную линию. Это позволит увидеть, правильно ли расставлены поворотные точки, не затянуты ли части. На этом этапе проработайте героев и персонажей. Образы, характер, поведение. После наступает время, когда можно приступить к написанию черновика сценария.

Многие сценаристы используют для создания сценария специальные программы, например КИТ СЦЕНАРИСТ, Casuality или Celtx.

Опытные мастера пишут сценарии на карточках. Правило здесь простое: одна карточка — одна сцена. Благодаря такой записи, сцены можно легко менять местами, добиваясь интересной структуры.

Соль диалогов

Одной из фобий начинающих сценаристов становится написание диалогов. Сейчас будем проводить терапию и расскажем, как проработать общение героев.

Не окунайтесь в написание диалогов на первых этапах создания шедевра. Помните, что вначале нужно представить портрет героя: от внешности до речевых особенностей. Фразы будут зависеть от того, в какой местности персонаж живёт, где работает, кем были его родители. Даже если эти моменты не важны для сюжета, представьте их, чтобы сделать образ объёмным.

Известный режиссёр Квентин Тарантино, для того чтобы создавать диалоги часто ходит в парки, кафе, где подслушивает и записывает разговоры реальных людей. Их обороты речи, манера поведения и ложатся в основу гениальных сцен великого мастера.

Начинайте прорабатывать диалоги только после того, как сценарий уже написан. Помните, что в кино люди больше любят смотреть, чем слушать. Поэтому, всё что можно показать — отметьте в сценарии, оставив для прямой речи лишь те идеи, которые нельзя визуализировать. Этот приём поможет избежать затянутых речей, от которых зрители быстро устают.
Чтобы диалоги были интереснее, постарайтесь спрятать в них секрет. Например, герой влюблён в героиню, это известно зрителю, но героиня не догадывается о чувствах. В такой ситуации возникает эффект соучастника, который заставляет острее сопереживать персонажам.

И не сочувствуйте своему главному герою. Помните, что по законам драматургии, двигатель сюжета — конфликт. Даже в проходных фрагментах заставляйте персонажей вступать в противоборство. Если ваш «Ромео» пытается догнать улетающую «Джульетту», пусть герой столкнётся в диалоге с таксистом, которому нужно заехать в прачечную. Это самый действенный метод, нагнетать атмосферу, чтобы добиться катарсиса в конце.

Cледите за нами в социальных сетях